1985 год. Корни. Нравится это вам или нет, но хаус является первым и ближайшим потомком диско. Диско существовало уже десяток лет к тому времени, когда появились первые электронные ударные треки из Чикаго, и в это время оно уже деградировало под влиянием коммерческой эксплуатации, расистских и сексуальных предрассудков, кульминацией чего стали анти-диско акции.
Во время одной из таких акций, пришедшие на бейсбольный матч в Чикаго люди принесли с собой диско-записи и сожгли их на огромном костре после матча. диско задыхалось под грузом огромного количества популярных записей, большинство из которых были весьма низкого качества. Но андеграундная сцена уже отступила от диско и сделала шаг в другом направлении. Начали появляться новые, более глубокие, грубые, резкие стили, которые были специально предназначены для того, чтобы заставить людей танцевать.
Уже в рамках диско выходили первые компиляции на виниле, предназначенные специально для ди-джеев. В них были продолжительные паузы в ударниках, специально для целей микширования. И ранние 80-е годы показали жизнеспособность этих компиляций. Треки 'Thanks To You' от Sinnamon, 'You're The One For Me' от D-Train и 'Don't Make Me Wait' от The Peech Boys постоянно использовались ди-джеями в течении последних 10 лет. И их ранее никем не слышанное синтезированное звучание измененило направление развития танцевальной музыки.
Но не стоит думать, что в основе хауса лежит только американская музыка. Европейская музыка, в частности британский электронный поп - Depeche Mode и Soft Cell и более ранние Giorgio Moroder, Klein & MBO и тысячи итальянских записей были чрезвычайно популярны в американских мегаполисах - Нью-Йорке и Чикаго. Своей популярностью они обязаны двум легендарным клубам. Эти два клуба, последовательно ломавшие расовые и сексуальные барьеры и вошедших в историю танцевальной музыки - Warehouse в Чикаго и Paradise Garage в Нью-Йорке.
До их появления, да и после, нормой были раздельные вечеринки для черных, латиноамериканцев, гомосексуалистов. Но при открытии в 1977 году Warehouse под руководством Frankie Knuckles и Garage с Larry Levan, акцент был сделан только на музыке. (По иронии судьбы, первоначально основатели Warehouse хотели пригласить Levan, но тот не захотел покинуть Нью-Йорк).
И музыка была такой же разнообразной, как и посетители - основанная на ритм-н-блюзе танцевальная музыка и диско, приправленное такими отличными вещами, как 'Magnificent Seven' от The Clash.
Для большиства людей, эти клубы известны как родина двух направлений музыки: хаус и гараж. С самого начала подходы к музыке в Чикаго и в Нью-Йорке сильно отличались. "Все записи из Нью-Йорка были исполнены в среднем или медленном темпе, а ребята из Чикаго засыпали под такую музыку - им нужно было больше энергии," - рассказывает Frankie Knuckles, комментируя свой переезд в Чикаго.
Город Ветров был в большей степени подвержен влиянию европейского звучания и это стало очевидным после появления первых записей. В то время как гараж в Нью-Йорке медленно эволюционировал от First Choice и записей, вышедших на лэйблах Salsoul, West End и Prelude, в Чикаго такой эволюции не было. Мнения расходяться относительно того, какой же хаус-трек был самым первым, но, несомненно, он был написан Jessie Saunders и вышел на лэйбле Mitchball - возможно 'Fantasy' от Z Factor, а может быть другая мелодия от Z Factor - 'I Like To Do It In Fast Cars'.
'Fantasy' сейчас кажется совсем устаревшим, но в том время она была как будто инопланетной. На Земле еще не существовало такого сочетания - синтезированное звучание, перекликающееся с Kraftwerk, бас, почерпнутый из евробита, и простенькие сэмплы драм-машины. Достаточно сказать, что запись напоминает мрачную атмосферу промышленного Чикаго.
"Эти записи не заводили людей по настоящему", - говорит Adonis, один из первых чикагских исполнителей. "Первым был Jamie Principle с 'Waiting On Your Angel'. Посудите сами, еще до выхода на виниле это была самая заводная вещь в Чикаго на касстеах. Она была настолько горячей, что приехал Jessie Saunders и переписал ее слово за словом, ноту за нотой и выпустил на лэйбле Precision, принадлежавшем Larry Sherman. Она была настолько популярна, что вышло четыре или пять записей, использующих ее звучание".
Однако вскоре, в течение года, в появились и другие исполнители. Saunders открыл свой лэйбл Jes-Say с Farley Keith (или Farley 'Jackmaster' Funk). Frankie Knuckles, который уже выпустил несколько ремиксов на Salsoul, также начал работать над своей собственной продукцией.
В 1985 году стало понятно, что зарождается что-то очень грандиозное. Ron Hardy стал столпом чикагской клубной сцены, выпуская все новые мелодии. Он начал играть в The Music Box в то время, как Frankie Knuckles покинул Warehouse, а другие ди-джеи, такие как Farley и Hot Mix 5 сделали себе имя, играя на радиостанции WBMX. Но большинство ди-джеев в то время не выпускало свои записи - они делали музыку для расцветающих по всему городу клубов и вечеринок.
Larry Heard и Robert Owens, позднее известные как Fingers Inc, и Steve Hurley экспериментировали с базовыми ритмами задолго до того, как стали выходить на виниле. "Я начал тренироваться в написании собственной музыки", - говорит Hurley. "Я делал треки для игры в качестве ди-джея, серьезно не задумываясь об их выпуске - скорее о том, чтобы у меня было что-то, чего нет больше ни у кого. И один из этих треков, 'Music is the Key', имел настолько широкий отклик, что я решил занять денег и вместе с Rocky Jones выпустить его на виниле".
Это было начало DJ International Records, одного из двух лэйблов, которые предоставляли всем исполнителям в городе шанс выпустить свою музыку на виниле. Другой лэйбл - Trax Records, управляемый Larry Sherman, уже существовал к этому времени. Sherman основал его после провала более коммерческого лэйбла Precision. Композиция 'Music is the Key' (к слову, первая хаус-запись, включающая рэп) стала этапной в развитии хаус-музыки. Она объединила несколько музыкальных элементов и вокал.
А через некоторое время вышедший также на DJ International трек 'Like This' от Chip E продемонстрировал вокальную технику, общеупотребительную и в наше время. "Прошло совсем немного времени и звучание приобрело нынешнюю форму", - вспоминает ди-джей из Лондона Jazzy M.
Он в это время работал в музыкальном магазине и был одним из энтузиастов хауса на английском радио. У него была собственная чрезвычайно популярная передача Jackin' Zone на пиратской радиостанции LWR.
"Все началось с выходом 'Like This' и 'No Way Back' от Adonis. Сначала это были просто программы для драм-машины и все называли это trax, как Chip E Trax и Kenny Jason Trax, но это и был хаус, разве что со слишком небогатым набором сэмплов. Я вспоминаю разговор с Colin Faver, который играл в этом стиле, о 'Like This' и мы оба были восхищены этим треком".
Между тем, в Нью-Йорке формировался собственный стиль, хотя развитие и шло более медленно. Пришедшие вслед за Shep Pettibone и Jellybean Benitez ди-джеи (Larry Levan, Tony Humphries, Timmy Regisford и Boyd Jarvis) создавали фундамент нового звучания.
Это был гараж - клубный, в духе соула стиль, подогретый звучанием Colonel Abrams. Законченную форму гараж приобрел вместе с ранними выпусками лэйблов Supertonics, Easy Street и Ace Beat. Paul Scott был одним из первых с треком 'Off The Wall' в 1985 году, но еще до него существовала глубокий классический даб-трек 'You Don't Know' от Serious Intention, а еще раньше - 'Share The Night' от World Premiere. 1986 год.
Наряду с игравшим в Warehouse Frankie Knuckles, Ron Hardy готовил почву для широкого распространения хауса. Основой звучания Knuckles было диско, а Hardy использовал более грубые, дикие ритмические сэмплы. Он и основал клуб The Music Box. The Music Box был открыт для любого ди-джея из Чикаго.
Исполнители приносили свои последние треки и Ron Hardy проверял реакцию танцпола на них. Одним из этих исполнителей был Larry Heard: "Люди приносили свои записи на магнитных лентах и ди-джей ставил их. Это было частью ритуала - вы ставите трек и наблюдаете за реакцией толпы.
Самыми популярными в клубе были мелодии от Robert Owens". "The Music Box был чистой воды андеграундом", - вспоминает Adonis. "Мы приходили туда в середине зимы, а там было жарко как в преисподней, вокруг бродили люди со снятыми футболками. Ron Hardy выл настолько популярен, что во время его выступления тусовка выкрикивала его имя. И это не преувеличение - у меня есть лента, доказывающая это! Ron по настоящему вдохновлял народ. Однажды ночью я пришел туда, а уже на следующий день я записывал в студии 'No Way Back'".
В 1985 году было мало записей и выходили они редко. К 1986 году струйка превратилась в поток и казалось, что в Чикаго каждый делает хаус-музыку. Появлялись новые таланты. Среди них были первые настоящие герои хауса-вокала: Liz Torres, Keith Nunally в паре с Steve Hurley и Robert Owens. Owens объединился с Larry Heard в команду Fingers Inc, хотя он уже работал в дуэте с Harri Dennis на треке 'Donnie'.
Ключевые роли играли Adonis, Mr. Lee, K. Alexi и Marshall Jefferson. Последний использовал глубокое, мелодичное звучание, основанное на струнных и фортепиано. Marshall работал со многими людьми - Harri Dennis и Vince Lawrence в проектах Jungle Wonz и Virgo, и написал ошеломляющий трек 'RU Hot Enough'. А затем появилась композиция 'Move Your Body'.
Она и стала лучшей хаус-записью 1986 года, настолько мощной, что и Trax, и DJ International выпустили ее. Ее назвали "Гимном хаус-музыки". Выпустив вместе с Hercules и On The House серию великолепных треков, Jefferson стал бесспорным королем хауса. Он основал звучание дип хауса сначала с вокалистом Curtis McClean, а затем с Ce Ce Rogers и Ten City.
"Я помню как опустел танцпол, когда впервые поставили эту запись," -смеется Jazzy M. "В то время как он начинал в Манчестере, клубы Лондона ориентировались на хип-хоп и Грув. Люди удивлялись тому, что я играю Hi-NRG. Это стоило мне больших усилий, но все же они стали принимать эту музыку".
Запись 'Move Your Body' открыла хаусу дорогу в Соединенное королевство. Ее начали ставить на пиратских радиостанциях Лондона, которые до того играли музыку в основном негритянского спектра. Примеру радисотанций последовали клубные ди-джеи - Mike Pickering, Colin Faver, Eddie Richards, Mark Moore и Noel и Maurice Watson. Последние два играли в первом ориентирующемся на хаус-музыку лондонском клубе - Delirium. Радио также было причиной хаус-взрыва в Чикаго.
До того, как Farley Jackmaster Funk принес свои записи на Hot Mix 5, он вел полуночное шоу на авантюрной радиостанции WBMX. До него на Hot Mix 5 уже отметились Mickey Oliver, Ralphie Rosario, Mario Diaz и Julian Perez, и Steve Hurley. Эта радиостанция давала людям возможность слушать любимую музыку. Затем приобрел известность проводивший собственные вечеринки Lil Louis.
К этому времени хаус был уже широко распоространен, хотя в Чикаго его все еще считали музыкой черных. Количество белых хаус-ди-джеев можно было пересчитать на пальцах одной руки, латиноамериканцев было чуть больше. Среди лэйблов в чикагском хаусе еще два года доминировали ужасные близнецы - Trax и DJ International.
Они контролировали все молодые таланты в округе и то и дело появлялись слухи об их сомнительной деятельности. Казалось, что все крадут у всех. В одну из таких историй был вовлечен и Frankie Knuckles. "Это было сенсацией в то время", - вспоминает Adonis. Предполагали, что Frankie продал невышедшие пленки Jamie Principle, одновременно и DJ International, и Trax. После чего, в отместку Frankie, Jamie выпустил трек под названием 'Knucklehead'. И - Frankie вернулся в Нью-Йорк. Rocky Jones из DJ International был убежден, что вскоре широчайшим рынком станет Европа.
И действительно, хаус захлестнул Великобританию при помощи лэйбла London Records, выпустившего первые компиляции на основе ранних материалов DJ International. А Adonis, Marshall Jefferson, Fingers Inc., и Kevin Irving совершили турне по Британским клубам в рамках проекта 86 Chicago House Party.
DJ International и London приступили к выпуску первых хаус-хитов. Сначала вышли 'Jackmaster' от Farley и 'Love Can't Turn Around' от Funk, кавер-версия старой песни Isaac Hayes с вокалом от Daryl Pandy.
'Love Can't Turn Around' достиг десятого места в сентябрьских чартах 1986 года. Затем на виниле появилась запись, месяцы зревшая в клубах, и в конце концов стала первым номером в январе 1987 года -'Jack Your Body' от Jim Silk. Американцам было чем гордиться - их андеграундная клубная музыка приобрела широчайшую популярность в четырех тысячах миль от Америки. И успех трека от Steve Hurley не стал сюрпризом, хотя в нем и звучало всего три слова - название.
Эта запись не была оригинальной - бас использовалсь из 'Let No Man Put Asunder' от First Choice, но она выражала настроения джэк-тусовки. Слово 'Jack', которое первоначально обозначало хаус-танцора, стало появляться везде - 'Jack The Box', 'Jack The House', 'Jack To The Sound', 'J-J-J-J-JJack-Jack-Jack-Jack'.
Это и есть то самое, ставшее легендарным запинание на 'J'. Затем в клубах прогремел Raze от вашингтонского ди-джея Vaughan Mason, за ним последовал Jim Silk со своим хитом 'Jack The Groove'. А как же гараж? Нью-Йорк просто не успевал за энергетикой, исходившей из Чикаго, но и там музыка не стояла на месте.
Под влиянием Tony Humphries из клуба Zanzibar в Ньюарке (на радио он был известен с 1981 года), приобрело свою форму звучание джерси-гараж. Но нью-йоркское клубное звучание в то время определялось треками 'Jump Back' от Dhar Braxton и 'Hungry For Your Love' от Hanson & Davis, которые многое унаследовали от латинского стиля, но перекликались и с энергичным хаусом. А в Бруклине Tommy Musto, работащей на лэйбле Underworld/Apexton, и другие исполнители разрабатывали новый стиль, ведущий свои корни, подобно чикагскому хаус, из евробита и негритянской музыки. Отличием были чисто нью-йоркские настроение и темп.
1987 год.
Чикаго было общепризнаной столицей хауса с 1986 года, но другие города тоже не спали. Не только в США, но и по всему миру воспринимали новую музыку, работали над собственными вещами и ждали своего времени.
Первый выстрел прозвучал из Нью-Йорка и он показал, что город готов принять на себя роль столицы. Снарядом была запись 'Do It Properly' от 2 Puerto Ricans, A Blackman and A Dominican. Трек'Do It Properly' был по существу плагиатом с 'No Way Back' от Adonis, с богатым набором сэмплов и отличными электронными аккордами.
Он был первым звеном в длинной веренице нью-йоркских хаус-треков. Исполняли его Robert Clivilles и David Cole, при участии David Morales. После чего несколько парней из Бруклина пригласили Todd Terry, чтобы написать парочку треков со свободным грувом для лэйбла Fourth Floor Records в рамках акции Masters At Work.
Звучание, берущее свое начало в Нью-Йорке и Нью-Джерси, - это глубокая клубная музыка с корнями в ритм-н-блюзе. Акцент был сделан на вокале (хотя и существовала великолепная глубокая, эмоциональная, инструментальная композиция 'B-Cause' от Jump St. Man). Выражение этот акцент нашел в треках 'Take Some Time' от Arnold Jarvis, 'Without You' от Touch, 'Let's Work It Out' от Exit и вышедшими на Movin записями.
Новый лэйбл заявил о себе записями из клуба East Orange в Нью-Джерси - 'Don't Turn Your Love' от Park Ave. Примечательно, что в то время, как вышел первый хит в стиле гараж, клуб Paradise Garage - Larry Levan уже покинул его - был закрыт.
Но волна была подхвачена Blaze, который записал 'If You Should Need A Friend', и Jomanda. Оба объединились на новом нью-йоркском лэйбле Quark. дип хаус появился в Чикаго в ответ на потребность хаус-музыки в вокале. Наряду с треками Marshall Jefferson, 'Let The Music Use You' от Nightwriters, ремиксированный Frankie Knuckles, с вокалом от Ricky Dillard определяет звучание дип хауса. Эта запись через год стала гимном британской акции Summer Of Love. И это было только начало.
В дело вступила Kym Mazelle с треками 'Taste My Love' и 'I'm A Lover'. В это же время Ralphie Rosario запустил грандиозный 'You Used To Hold Me', характерный завываниями Xavier Gold. Затем был трек 'I Can't Stay Away' от Ragtyme с вокалом от "нового Smokey Robinson" - Byron Stingily. Чуть позже, выпустив бесхитростный 'Mr Fixit Man', Ragtyme переименовались в Ten Clty. Но было еще одно течение в Чикаго, ведомое таинственными, меланхоличными песнями от Fingers Inc. и треками 'Don't Stop The Music' от MK II и 'Move My Body' от 2 House People.
К 1987 году хаус перестал быть привилегией двух городов, вирус проник всюду. Но вскоре он был потеснен новой музыкой. Стало очевидным, что Британия, уже испытавшая бум клубной культуры в середине 80-х, скоро скажет свое слово. Одна за одной проходили акции: Hotline от Huddersfield, The Beatmasters и многие другие при участии ди-джеев Ian B и Eddie Richards.
Первым успешным британским хаус-треком стал 'Carino' от T-Coy и ди-джея Mike Pickering из манчестерского клуба Hacienda, одного из первых клубов в Британии, посвящавшим целые ночи хаус-музыке. Его фанковые басы и латинскими фортепианные проигрыши покорили всех. Запись 'Carino' звучала всюду, даже в ранее акцентировавшемся на рэпе и фанке лондонском клубе Raw.
Но более открытые английские поп-чарты (по сравнению с, например, Billboard) послужили причиной коммерциализации звучания. 'Pump Up The Volume' от M/A/R/R/S была весьма легковесной композицией, основанной на бите хауса с несколькими оригинальными (в то время) сэмплами, но она произвела фурор на танцполе и прошло совсем не много времени, как при поддержке клубов она стала первым номером в чартах и продержалась там невероятные три недели.
В то же самое время не последнее место занимала другая композиция из Чикаго - 'House Nation' от House Master Boyz. Коммерциализация хауса (или поп-хауса ) в Британии стала очевидной с выходом серии 'Jack Mix' (все звезды на одной пластинке) - ужасными мегамиксами всех хаус-хитов. В очередной раз музыкальная революция произошла на андеграундной сцене Штатов.
В это время в Чикаго околачивались несколько исполнителей из Детройта. Именно они и потрясли танцпол своими произведениями. Одним из них был Juan Atkins. Он писал свои треки уже в начале 80-х под псевдонимом Cybotron и специализировался на космическом электро-фанке, подогретом евроритмами от Kraftwerk. Но прогресс был очень медленным и, к тому же, электро уже составило органичный сплав с рэпом.
К 1985 году звучание Atkins стало менятся под влиянием таких записей, как 'No UFO's' от Model 500. К Atkins присоединились два соратника (они учились в той же школе), разделявшие его пристрастие к европейской музыке. Вдохновленные чикагской музыкой, они начали экспериментировать в создании треков и вскоре выпустили свои первые записи. Derrick May написал 'Let's Go' от X-Ray, а Kevin Saunderson - 'Triangle Of Love' от Kreem.
Эти треки даже с большой натяжкой трудно назвать классическими, но они послужил первой ступенью к вещам, показывающим настоящую силу этих исполнителей.
Kevin выпустил 'Force Field' и 'Just Want Another Chance', Juan поспешил с 'Sound Of Stereo' от Model 500, но настояшим героем стал Derrick с 'Nude Photo', 'Kaos' и 'The Dance' от Rhythim Is Rhythm. Все стали хитами в Чикаго, а последняя послужила прообразом для множества записей в течение нескольких лет.
После окончания колледжа Kevin, Derrick и Juan объединились в трио Belleville Three. Еще два исполнителя помогали выковывать отличный звук: Eddie Fowlkes и Blake Baxter. Это звучание было быстрее, яростнее. Оно было даже ближе к европейскому электробиту, разрывало все отношения с диско и принимало только космическую фанковую басовую линию от George Clinton из негритянской музыки.
Называнием ему было техно. Но и Чикаго повернуло в другом направлении, к самой буйной форме хауса к тому времени. Начало этому повороту положили два сумасшедших трека, которые Ron Hardy запустил в Music Box и они стали вероятно самой важной стадией в хаусе.
Это был эйсид. 1988 год Если быть честным, эйсид хаус появился задолго до 1988 года. Существовало множество чикагцев, которые покупали оборудование и учились делать треки, но среди них выделялся один ди-джей.
Pierre начинал с игры итальянской музыки на роллерных дискотеках в пригородах Чикаго и подключал к своим пользующимся дурной славой вечеринкам Lil Louis. "Phuture - это был я и еще два парня, Spanky и Herbert J.", - вспоминает Pierre.
"Мы купили синтезатор Roland 303 и хотели испытать, чем он может быть нам полезен. Когда мы его включили, эйсид звучание уже было в нем и нам понравилось это звучание. Мы решили добавить ударники и сделать трек.
Мы дали его Ron Hardy, чтобы он сыграл его где-нибудь еще. Можете мне не верить, но в первый же раз он сыграл его четыре раза за ночь! Сначала люди спрашивали: "что это за дерьмо?", но потом они полюбили это.
Потом до меня дошли слухи, что Ron играет новые вещи, которые он назвал 'Ron Hardy's Acid Trax' и все думали, что это он сам написал их. Со временем мы обнаружили, что это наши треки, и мы не стали ломать голову над названием - 'Acid Trax'.
Я думаю, мы могли выпустить их уже в 1985 году, но Ron играл их еще довольно долго, прежде чем они вышли на виниле". Существует множество различных объяснений названия "эйсид", и одно, поддерживаемой множеством людей, присутствовавших при этом, таково, что посетители Music Box обычно добавляли "кислоту" в воду. Однако Pierre подчеркивает, что Phuture всегда были против наркотиков, и цитирует трек о кокаиновом кошмаре с альбома 'Acid Trax' - - 'Your Only Friend'. 'Acid Trax' вышли в 1986 году, но не произвели большого впечатления за пределами Чикаго, как было с другим эйсид треком - 'I've Lost Control' от Sleazy D, с сумасшедшим смехом и повторяющимся странным хлюпаньем синтезатора. 'I've Lost Control' записали Adonis и Marshall Jefferson и это был первый эйсид трек вышедший на виниле, хотя сейчас уже невозможно выяснить с уверенностью который же был самым первым.
В 1987 года эйсид звучание проникло в Великобританию. Там стал популярен треком, походящий звучанием на 'Give It To Me' от Bam Bam. Своим вокалом он сильно отличался от обычных эйсид треков, использующих вокал подобно разработанному в клубе Phantasy треку 'Fantasy Girl' от Pierre. хаус сцена Британии крутилась вокруг коммерческих наиболее популярных вещей из хаус-спектра, но к концу 1987 года андеграунд завоевал свое место с серией магнитных сборников 'Jack Trax' и открытием в Лондоне клубов Shoom и Spectrum. Местом главного действия перешло из Delirium в Heaven, где танцпол стал исключительно хаусным. В феврале 1988 года в Delirium прошла акция "Конвенция дип хауса" при участии чикагских исполнителей: Kym Mazelle, Fingers Inc., Xavier Gold, Marshall Jefferson и Frankie Knuckles. Из-за бедного освещения она прошла незамеченной.
Но люди пришедшие туда стали главными двигателями хаус взрыва в Лондоне. Уже через неделю после акции была проведена первая кислотная вечеринка - Hedonism. Начался Британский эйсид хаус.
По мере того, как из Чикаго приходтлт новые эйсид-треки: '151' и 'Land Of Confusion' от Armando, 'Where's Your Child' от Bam Bam и 'The Poke' от Adonis, расширялся круг поклонников кислотного звучания. В Лондоне открылись клубы Rip, Love, Future, Confusion и Trip, в Манчестере -легендарный Nude. Ди-джеи внезапно обнаружили, что они потеряли год классической хаус-музыки.
Когда в Чикаго закрылась радиостанция WBMX, сигнализируя о конце радио-музыки в городе, стало ясно, что место действия перносится в Британию. эйсид хаус стал самым крупным молодежным культом Британии со времен панк рока, Британские хаус-записи: 'Release Your Body' от Bang The Party, 'Jealousy & Lies' от Jullan Jonah (впоследствии использованная как основа 'Talking With Myself' от Electribe 101), 'Oochy Koochy' от Baby Ford, 'Voodoo Ray' от A Guy Called Gerald и 'Salsa House' от Richie Rich стали крупнейшими клубными хитами. Затем в чарты попали 'Theme From S'Express' от S'Express, 'We Call It Acid' от D-Mob, который популяризовал забавный клубный клич 'Aciiieeeeed!', и 'Acid Man' от Jolly Roger.
Многие считают, что такой широкий отклик связан с появлением нового наркотика - ecstasy, но скорее всего наоборот - рост клубной сцены привел к внезапному повышению доступности наркотиков. Желтая пресса обнаружила, что происходит что-то неизбежно мрачное, появились репортажи о "Вечеринках в стиле <span style="mso-bidi-font-size
Источник: oxidant.ru